phys137

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » phys137 » Тестовый форум » Проблемы реформы образования в России


Проблемы реформы образования в России

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Статья 2007 года, во многом актуальная до сих пор.

Засеем «образованцами» всю Россию?
А что пожнём?!

              Страна наша Россия (как и прежний СССР) по уровню грамотности населения (и, соответственно, по уровню предлагаемого в стране образования) всегда занимала лидирующее положение в мире. Государство было заинтересовано в грамотных специалистах и старалось обеспечить всех желающих универсальными знаниями, в отличие от западного образования «мозаичного типа» (смотри, например, книгу С. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием»).
              Однако почему-то в последнее время стало модным (демократичным) «плевать в собственный колодец» и «попугайничать» с чужих схем. При этом за основу берётся далеко не лучший опыт или часть такового, которая самостоятельно не может привести к успеху. Образование объявлено национальным приоритетом, но … (вспомним «шутку»: хоть и старалось правительство как всегда, а ВВП всё-таки вырос!) … как же реально обстоят дела на образовательном фронте?
              Обязательное 11-летнее образование – хорошо ли это? Начнём с «обязательного». Вспоминая свои школьные годы (а во времена СССР была десятилетка), переход из 8-го класса (8-летнее образование было обязательным) в 9-й класс воспринимался с облегчением: наконец-то в классе оставались только те, кто пришёл учиться по своей воле, кому это надо и интересно. Фактически теперь хотят сделать «трудными» в воспитательном и образовательном плане классы с 8-го по 11-й! А ведь далеко не каждый ребёнок сможет проявить силу духа и не поддаться соблазнам поведения, навязываемым опытными шалопаями.
              Вне всякого сомнения, школьное образование должно быть бесплатным, а вот делать его обязательным – вовсе не обязательно.
              Насчёт срока (11 лет), который должны учиться школьники, тоже всё далеко не однозначно. С одной стороны, период активного роста молодого поколения не должен идти самотёком, а должен быть занят чем-то позитивным. С другой стороны, «раздувание» сроков современной формы «обрезования» скорее приводит к стихийным (подсознательным) протестам, чем к духовному, умственному и физическому росту молодого поколения.
              Здесь надо менять принципы: делать упор не на количество бездумно заучиваемого материала, а на прививание навыков самостоятельного творческого осмысления реальности как это всегда делали и делают лучшие российские педагоги. Что, кстати, позволяет тому же М.П. Щетинину (к слову, академику РАО) укладывать школьный курс с 4 по 11 класс в 2-3 года, за счёт активизации творчества и самостоятельности учащихся, – и с какой радостью дети делают это! Только творчество может поддерживать постоянный интерес к получению проверяемых знаний (а не вызубренных штампов ответов) и навыков самостоятельной работы, что, безусловно, пригодится в жизни любому человеку.
              С этой точки зрения можно посмотреть и на единый государственный экзамен (ЕГЭ). Что требуется от выпускников: умение самостоятельно рассуждать и получать из начальных посылок конечные результаты, или же зазубривание штампов ответов и умение их быстро извлекать из памяти? Поэтому странно, когда говорят об ЕГЭ для артистов: «талант не определишь тестированием»; а что, все остальные специальности требуют «баранов, знающих только одну дорогу»? Разумеется, идея ЕГЭ имеет рациональные зёрна, и отвергать её целиком не стоит. Только надо подойти к процессу по-человечески: для исключения психологических срывов (и ошибок из-за подобного стресса), нужно чтобы каждый ученик ещё до ЕГЭ познакомился с реальной обстановкой такого экзамена и прошёл пробное подготовительное тестирование в течение учебного года. Далее, надо законодательно определить роль черновиков: они могут играть ключевую роль при апелляциях, если были допущены описки или ошибки по невнимательности (как это было раньше в некоторых ВУЗах на письменном экзамене). И, наконец, ЕГЭ должен учитываться в ВУЗах по всем предметам, кроме основного, а экзамен по основному предмету (где особенно важны были бы элементы творчества) должен всё-таки разрабатываться и приниматься самим ВУЗом исходя из специфики своей работы.
              Кроме того, обязательно должен быть выбор – ЕГЭ не сдал – иди на экзамен. И его результат должен быть определяющим!
              Реформа русского языка (плюс «англизация» всей страны) – на это тоже делается упор. Чем и кому так не угодил великий и могучий Русский Язык? Ведь язык народа – это один из выразителей его «генетической памяти» и Силы Духа! Что-то никак не вяжется высказывание о «сложности русского языка» («шпионский» Майкрософт, видите ли, его не понимает!) с другим, также активно навязываемым нам мнением, будто «наши с вами предки были примитивны и только совсем недавно слезли с деревьев». Сейчас мы, мол, постоянно «прогрессируем» в развитии (а язык почему-то уже несколько раз упрощали!).
              Если мы не хотим деградировать в своём развитии и опуститься до уровня биороботов с машинным мышлением, то надо не упрощать (уменьшать) средний уровень знаний до худшего уровня, а, наоборот, подтягивать уровень знаний населения до уровня знаний лучших представителей нашего народа.
              Нисколько не умаляя достоинств английского языка, навязываемое пропагандой раболепское стремление к англизации всей страны (даже всего пост-советского пространства) не может вызвать уважения. (Напомним, что к официальным языкам ООН относятся шесть языков: самый распространённый среди них – китайский, затем арабский, испанский, русский и французский языки – тоже достаточно распространены, почти как английский.) Разве можно, например, понять, когда рабочим языком российской конференции (или ещё «смешнее» – институтского семинара) объявляется английский язык, несмотря на то, что подавляющее большинство участников говорит и думает на русском языке. Скорее, вызывает уважение позиция французов, которые на всех международных конференциях объявляют рабочим языком французский язык, наравне с английским языком, и отстаивают право своего языка на существование во всех государствах, где есть граждане французской национальности (например, в Канаде, Бельгии, Швейцарии).
             Возможна ли реформа без бюрократизации? Нюх у бюрократов на реформы – отменный (ведь пахнет деньгами!). Условно бюрократов можно разделить на два типа: тихие («совестливые») и СКД (симулянты кипучей деятельности). Если первые понимают свою бесполезность и, встроив себя в схему, стараются больше её не дёргать, то вторые – «буйные». Последние надувают щёки от собственной важности и стремятся всем продемонстрировать эту важность (меня, мол, и «на танке не объедешь»). В результате они заваливают реально работающих людей кучей бесполезных инструкций, постоянно меняющихся форм отчётности, задёргают постоянными плановыми и внеплановыми проверками (симуляция активности на пустом месте).
              Бедные учителя! Вместо того, чтобы больше времени уделять подготовке к занятиям, читать дидактические материалы, реально работать с детьми, знакомиться с новыми методиками и формами обучения, учителя вынуждены практически ежедневно заполнять многочисленные формальные отчёты и нервничать перед проверками. Если же учитель выберет какую-либо экспериментальную методику обучения, то ему вовсе не будет покоя (замучат дополнительной отчётностью и проверками). Примеров тому не счесть! Сами не дают самостоятельно работать, а вот ответственность перекладывают целиком на учителя. Поэтому учителя даже отдельные элементы новых методик берут на вооружение с опаской. Может ли «проверка что-нибудь проверить»? Ведь ученики каждого класса индивидуальны; один год в классе могут оказаться более способные ученики, в другом классе может быть более слабый состав. Нужна ли эта «средняя температура по больной школе»? Только учитель знает, с какого уровня начинал каждый ученик и какого уровня достиг в своём развитии (единственный реальный показатель прогресса). Как государство могло бы помочь в борьбе с бюрократией? Во-первых, законодательно минимизировать количество отчётов, проверок и их периодичность (в идеале по одной один раз в год). Во-вторых, законодательно ограничить сроки пересмотра форм отчётности (не чаще раз в три года); если же потребуется внеочередное изменение формы отчета, не связанное с изменением законодательства, то все разработчики прежней формы отчёта, включая вышестоящие «утверждающие» инстанции должны понести материальное наказание (почему предложили такую неудовлетворительную форму отчётности?). Тогда «буйные бюрократы» живо присмиреют.
              Образование высшее и не очень... Начнём с платы за обучение. Неужели спрос – главное в вопросе об образовании? Конечно, давать бесплатное высшее образование всем, кто захочет его получить, для государства накладно. Самоцель – стать наиболее образованной страной – бессмысленна (не стоит по образцу СССР плодить массу «специалистов», а потом искать, куда их пристроить). Но гораздо более опасна другая крайность: мол, образование – это личное дело граждан, и государства это не касается, поэтому надо переходить к платному образованию (возможно, такое обесценивание социальной роли образования психологически приводит некоторых граждан к мысли о допустимости покупки «дипломных корочек»). Ссылаться на чужой опыт перехода к платному образованию некорректно, так как реальные доходы граждан России пока несопоставимы с доходами наиболее развитых стран. Если наше государство действительно наше, то у него, несомненно, должен быть интерес в постоянно возобновляемом кадровом составе из среды собственных граждан.               Именно наличие высококвалифицированных специалистов определяет возможности страны по эффективному управлению собственной экономикой, по гарантированному обеспечению собственной безопасности, по развитию науки и новых технологий, по вхождению в мировую среду Экономики Знаний. А это вопрос жизни и смерти!
              Отсюда предложение следующее: для обеспечения собственного развития (по сути, национальной безопасности) государство должно прогнозировать минимальное требуемое количество новых специалистов (по регионам). Под это количество в ВУЗах должны резервироваться места для первой категории студентов. Эта категория формируется из числа абитуриентов, наиболее успешно сдавших соответствующие экзамены. Студенты этой категории будут не только бесплатно получать образование, но и получать стипендию (желательно ощутимую, а не «смешную»).
              Вторая категория студентов формируется как резерв (небольшой) из абитуриентов, сдавших успешно экзамены, но не вошедших в первую категорию. Они будут обучаться бесплатно, но не будут получать стипендию.
              Кроме того, по итогам каждого последующего учебного года (в зависимости от результатов сдачи экзаменов) студенты могут перемещаться из первой категории во вторую, и наоборот. Такая практика будет стимулировать интерес студентов к повышению уровня знаний и умений.
              Обучение первой и второй категории студентов целиком должно финансироваться государством. А далее, каждому ВУЗу в зависимости от его возможностей предоставляется право осуществлять набор студентов в платные группы (из числа абитуриентов, успешно сдавших экзамены). В принципе, в зависимости от успеваемости и числа «отсеявшихся» в процессе учёбы студентов может быть допущен переход между второй и третьей категориями.
              Для некоторых специальностей, от которых напрямую зависит жизнь, здоровье и безопасность людей, должно быть оставлено только государственное (некоммерческое) обучение. За подделку подобных дипломов и их использование должно быть предусмотрено очень серьёзное уголовное наказание (да и за подделку других дипломов тоже надо это предусмотреть), и подделку дипломов элементарно прекратить. Для этого обязать каждый ВУЗ на бесплатном сервере (такая возможность сейчас есть у всех) завести информацию о получивших дипломы и указать ответственного за эту информацию. Информация включает в себя следующее: фамилия, имя, отчество, год рождения, год поступления, год окончания ВУЗа и номер выданного диплома. Если эти общедоступные данные будут упорядочены по факультетам, курсам и группам, то будет слишком много свидетелей, чтобы подделывать дипломы.
              Этапы, этапы, … сплошные этапы. Творческим людям в России, стремящимся к самостоятельной научной деятельности,  предстоит длинный «путь по этапам»: получение сначала среднего, затем высшего образования, защита кандидатской диссертации с сопутствующими формальными требованиями (возможно с прохождением аспирантуры), защита докторской диссертации (возможна ещё докторантура), борьба за звания члена-корреспондента, затем академика (какой же солдат не мечтает стать генералом!). А что остаётся собственно на творчество и поиск Истины? Не слишком ли много дрессируют «двигаться в колее»? Помогают ли хоть сколько-нибудь эти этапы развитию самостоятельного мышления, реальному творчеству и получению новых знаний? Теперь ещё нас ввязывают в Болонский процесс (разделение высшего образования на бакалавриат и магистратуру), увязывают введение двухступенчатого образования с рядом других якобы выгод для России. Сколько средств потрачено на НИРы (научно-исследовательские работы) и гранты в обоснование данных новшеств? Кем пролоббировано введение «Приложения к диплому единого образца со степенями защиты» (за чей счёт «корочки»)? Больше вопросов, чем ответов.
              По сути, первую ступень высшего образования хотят сделать «понемногу обо всём» (или ни о чём?) и в чём-то приблизить все ВУЗы к университетам. Предполагается, наверное, что студенты – как куклы на ниточках: куда поведут, туда и пойдут.
              Но надо уважать и свободу выбора тех абитуриентов, кто не выбрал университетское (широкое) образование, а нацелился в более специализированные ВУЗы. Как правило, высшее образование и так построено по принципу, что вначале преподаются общие курсы, а на последних этапах обучения вводятся специальные курсы.
              Наивно также ожидать, что от «перестановок» в образовании могут появиться дополнительные источники его финансирования (негосударственные). Это могло бы произойти только при изменении общей экономической ситуации в стране и при применении практики налоговых льгот для таких действий. Аргумент о том, чтобы «не ориентироваться на средний уровень» в большинстве случаев надуман. Во-первых, многие студенты в этом возрасте самостоятельные личности, знающие чего хотят; они занимаются дополнительным самообразованием. Во-вторых, опытные преподаватели и так имеют индивидуальный подход: дают разный уровень задач на семинарах, разные вопросы при допуске к лабораторным работам, занимаются подготовкой к студенческим олимпиадам и т.д.
              В качестве аргументов остаются два совсем специфических случая, которые легко решить в рамках существующей системы. Так, если по семейным обстоятельствам студент вынужден прервать обучение, то ему должна быть предоставлена такая возможность – взять длительный (даже на несколько лет) академический отпуск. Перейдём, наконец, к тем, кто поступал «не для себя, а для родителей». Если такая «спящая красавица» проснулась (в плане свободной личности) к третьему курсу, то просто необходимо предусмотреть широкие возможности перемены ВУЗов с досдачей соответствующих экзаменов.
              Для «проснувшихся» уже по окончании ВУЗа и так существует возможность получить второе (и т.д.) высшее образование. Надо только, чтобы были досданы экзамены по специальности. Таким образом, все нюансы могут быть учтены при небольшой корректировке существующей системы. Но даже если «лечь под запад», то почему-то никто не кричит, что опять не получается копия с западного образца: этапов в России всё равно больше!
              В развитых западных странах (кроме мудрой Испании) нет оплачиваемых академических званий (так как там академии – всего лишь клубы по интересам с членскими взносами). Будем копировать? А зачем? Чтобы заставить учёных искать приработки на стороне, а не заниматься наукой? Или! Сохранить академикам и член-корреспондентам все льготы (можно и прибавить! Прежде всего «по сталински» – квартиры с кабинетами и библиотеками, дачи с участком живой природы, право на бесплатный экземпляр книги по специальности, путёвки в санатории, повышенные нормы суточных и проездных и т.д. и т.п.). Но выдвигать в член-корры могут только академики, в академики – только крупные научные или образовательные коллективы, в составе которых есть академики. А лауреаты Госпремий и других престижных премий (Нобелевская, «Энергия» и др.) выдвигаются автоматически по рекомендации Президиума РАН – по научной значимости их открытий и достижений, а затем избираются традиционным порядком. Самовыдвижение недопустимо! Как и организация «избирательной кампании», девальвирующая авторитет не только сомнительных претендентов, но и бросающая тень на подлинных учёных. Давно известен «закон третей»: поскольку открытия делаются не каждый год (даже иногда не каждое десятилетие), то только третья часть академиков действительно сделали что-то стоящее. Ещё треть – «нужные» люди или хорошие организаторы. А на оставшуюся треть выбирают часть из огромной армии «вечно желающих» (по принципу «собачьей свадьбы»: как «снюхаются»).
              Степень на Западе предусмотрена лишь одна (PhD), после чего учёный может спокойно заниматься самостоятельными исследованиями (т.е. творчеством). Будем перенимать позитивный опыт? Докторская же диссертация в России отличается от кандидатской лишь тем, что учёный проделал большую работу в узкой области. А как быть тем, кто не хочет «долбить одну тему до победы», чтобы стать «ну очень узким специалистом»? Многие кандидаты по знаниям, широте интересов и выполненным работам не уступят любому доктору, но принципиально не хотят тратить год времени на защиту очередной диссертации (так как по опыту других знают, что после наступает опустошение, а не подъём). Так зачем же в России так много «этапов», если они не ведут к «радости творчества и свету новых знаний»?
              К чему стремиться, что делать? Государственным органам надо не мешать искренне стремящимся к знаниям, помогать достойным («талантам надо помогать, бездарности пробьются сами»), не бюрократизировать систему (в первую очередь любое такое «нововведение» надо проверять на предмет: не станет ли оно препоной для достойных законопослушных граждан). Чем проще и понятнее система, тем меньше она даёт сбоев!
              В первую очередь надо «учить учиться», то есть прививать интерес к самостоятельному познанию нового. При этом среднее образование должно включать в себя только те знания, которые ребёнок может лично проверить или понять логически (вывести из предыдущего опыта). Данное замечание, к примеру, касается изучения в средней школе такой противоречивой теории как «теория относительности» (точнее гипотезы). Зачем же вдалбливать её в подсознание неокрепших «детских душ», если даже среди физиков с этой гипотезой работает лишь небольшое число исследователей, если многие выдающиеся физики были её противниками и давно доказали её внутреннюю противоречивость (см. http://www.antidogma.ru/library )! Поступая таким бессовестным образом, можно сделать детей бездумными зубрилками и конформистами (соглашателями) или привить им чувство собственной неполноценности (если они ну никак не захотят обманываться) и отбить охоту к дальнейшей учёбе. Столько есть в жизни вещей, с которыми сталкивается каждый, но которые не изучаются в обязательном порядке, а вот «теорию» относительности ввели для изучения даже для нефизических специальностей. Тут без чьей-то заинтересованности не могло обойтись! Эти замечания – в отношении процесса образования.
             Образование неотделимо от процесса получения новых знаний, то есть от науки. В этой сфере работают как «конструктивисты», так и «формалисты» (ставшие профессиональными учёными по всем формальным требованиям). Именно конструктивисты, в основном обеспечивают постоянное развитие науки и техники, поскольку всегда открыты для новых знаний. Формалисты («образованцы») – это, по сути, просто верующие (в существующие в данный момент теории, как в идолов или в Господа Бога – на все времена).  Они готовы стереть в порошок всех, кто посягнёт на их беспрекословный авторитет в выученных когда-то теориях. К сожалению, сейчас в России властвуют формалисты, и между ними идёт клановая борьба.
             Иностранцы, наверное, посмеялись, когда узнали, что многие их известные научные журналы не попали в список ВАК (высшей аттестационной комиссии) в качестве научных рецензируемых журналов, где могут быть опубликованы результаты диссертаций (кандидатских и докторских). А вот многие российские учёные заплакали, если их результаты были опубликованы в российских журналах, у которых не оказалось соответствующего академика-лоббиста.  Это сделано, несмотря на то, что многие специализированные журналы и сборники имеют очевидный высокий научный уровень. В стране, где инакомыслие в науке запрещено, оппоненты на защитах – фикция (проверка соответствия диссертации интересам того или иного клана). Государство могло бы законодательно гарантировать свободу научных дискуссий, чтобы прекратить клановое подавление инакомыслия в науке (в том числе и запрет на критику «теории» относительности).
             Стоит ли вставлять «тендер в колёса»? Несколько экономических замечаний. В народе давно подмечено: если в ящике (телевизоре) что-то пообещали, то найдётся «рука», которая заберёт часть из «даваемого». Дали надбавки за учёные степени, увеличили учёным дополнительно оплачиваемый отпуск (всё равно учёные и в отпуске работают!). Замечательно, но вот выясняется, что в отпуске мы вовсе не кандидаты (и не доктора): за время отпуска надбавка не платится. Поэтому, если учёный использует полный отпуск, то отпускных получает заметно меньше, чем во время работы. Чтобы получалась среднегодовая оплата, надо брать вместо части отпуска компенсацию. Получается, что добавочный отпуск – за свой счёт? Спасибо, конечно! Среди научных сотрудников уже бытует мнение, что и на прогремевший «пилотный проект» о повышении финансирования науки и зарплат учёных денег никто не выделит: слишком на многие условия он завязан. По крайней мере, всё, что делалось до сих пор, мешает развитию науки, а не способствует. Возьмём, например, командировочные. Суточные по России составляют всего 100 рублей! Это сделано, чтобы прекратились научные связи внутри страны? Оплата гостиниц ограничена 550 рублями в сутки. Знают ли в Правительстве, сколько стоит проживание в гостиницах Москвы и Санкт-Петербурга? И сколько, интересно, они берут для себя из госбюджета на эти нужды?
             А запрет на корректировку смет по факту: ведь нельзя же в начале года знать цены на весь год (а при не использовании средств могут урезать финансирование на следующий год)! Например, с разбиением статей расходов по командировкам комедия получается, когда к концу года оказывается, что остались средства на транспортные расходы, но не осталось на проживание и на суточные (или наоборот). Полный саботаж (и провоцирование психоза)! Есть же успешный опыт ЮНЕСКО – командировочные включают в себя всё – и проживание, и суточные, и транспортные – но по лимиту. Превышение, да и экономия – личное дело каждого (кроме, разумеется, авиа и ж.д. билета).
             Наконец, о «больном тендере»: в то, что «хотели как лучше» верится всё меньше». Что реально даёт «театр» с конкурсом на «полностью идентичные товары»? Во-первых, многое оборудование, выпускаемое российскими производителями, можно купить в одном месте и предоставить три счёта на одинаковый товар от разных фирм просто оказывается невозможно. Получается поощрение многочисленных посреднических фирм, перепродающих западную продукцию. Во-вторых, догадайтесь, за чей счёт будет жить «добрый дядя», работающий в таком «снабженческом отделе»? Саму идею можно как-то понять, когда речь идёт о больших централизованных закупках (интересно, а самые дорогие ноутбуки марки Sony наше Правительство для себя тоже покупало по тендеру, или это только для простых смертных?).
             Когда речь идёт о грантах РФФИ (с финансированием от 25000 рублей до 40000 рублей в год на человека на все статьи, включая зарплату и налоги) это просто смешно и стыдно! Учёные и так тряслись здесь над каждой крохой (ведь самую дешёвую фирму можно элементарно найти по интернету за несколько минут). Практика применения конкурсов говорит о следующем. Сначала учёные или сами бегали за тремя счетами, уговаривали (получалось дешевле), или этим занимались в специальном отделе (дороже, но быстрее и без хлопот). Потом многие фирмы перестали выписывать счета (говорят, что вы всё равно ничего не покупаете у нас), ведь действительно из трёх счетов оплачивался минимальный счёт только одной из фирм. Получилась ситуация «итальянской забастовки»: это когда все начинают строго работать по инструкциям и вся работа в стране останавливается…
             Если Правительство действительно хотело более экономно использовать бюджетные средства, то это просто сделать. Во-первых, законодательно надо разрешить выбор из «товаров, аналогичных по функциональному назначению и возможностям». Во-вторых,  называть на текущий год известные фирмы (из интернета), цены которых для разных групп товаров будут считаться «реперными» (человек из вышестоящей организации, назначающий эти фирмы, становится финансово ответственным за данную информацию). Разрешить покупать эти группы товаров либо у данных фирм, либо у любой другой фирмы, цена которой окажется ниже (тогда без обмана можно будет ограничиться одним единственным счётом, который и будет оплачен). В этом случае никто не сможет прикарманить себе бюджетные средства и не придётся искать «липовые» счета, чтобы выйти из «патовой» ситуации.
             С издательским конкурсом тоже перемудрили, ведь у каждого издательства – ещё и своя сеть распространения. Теперь получается: опубликует учёный свою научную книгу в более дешёвом издательстве «Пипкин и компания», а кто и где её будет распространять,  по вокзалам что ли?
             Известно, что большинство болезней начинается в голове. А вечное перекладывание с «гнилой головы» на «здоровый хвост» вряд ли может привести «рыбу» к «товарному виду»... даже не первой свежести…

Отредактировано Sergey Artekha (2016-12-06 12:12:54)

0

2

Ещё одна статья того времени не потеряла актуальность до сих пор.

Нацпроект «Образование»: осмысленные знания или клипы ЕГЭ?
 

Вопросы образования затрагивают каждого человека без исключения. Даже если кто-то сам уже прошел через систему образования («обрезания мозгов»), это еще предстоит его детям, внукам, родственникам. Поэтому можно ли отдавать «на откуп» чиновникам (даже сравнительно разумным) решение «чем же полоскать мозги нашим детям»? Разумеется, нет! Подобные вопросы должны обсуждаться всем миром (помня пословицу: «семь раз отмерь и один раз отрежь»), «чтобы не испортить молодые души» и потом не перекладывать друг на друга ответственность. А задуматься здесь и впрямь есть над чем!
Так, на заседании российского оргкомитета «Победа» Президент РФ Д.Медведев потребовал от министра образования и науки А.Фурсенко разобраться с научно-методической литературой. Поводом послужили тренировочные тесты по истории для Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Озвученные варианты ответов на тесты ЕГЭ, касающиеся истории Великой отечественной войны просто шокировали! Что это – непрофессионализм, провокация, спланированная диверсия или проверка на полную потерю разумности? Может даже возникнуть сомнение: а нужны ли нашему государству духовно, умственно, эмоционально и физически развитые творческие личности (или только управляемые биороботы)?
Случайно ли появление подобных «перлов»? Посмотрим внимательнее на саму суть единого госэкзамена. Что требуется от выпускников: умение самостоятельно рассуждать и получать из начальных посылок конечные результаты, или зазубривание штампов ответов и умение их быстро извлекать из памяти? Такая форма экзамена хороша, когда требуется выработать быстрые навыки - «реакцию на автомате», действия строго по инструкции, например, при изучении Правил дорожного движения (самодеятельность на дорогах опасна). И применима она в случае, когда суммарное число вариантов обозримо (что совсем не так для любого школьного предмета). Неужели для большинства специальностей требуется клиповое мышление биороботов? 
Как минимум, лучше при поступлении в ВУЗ учитывать и результаты ЕГЭ (которые по причине волнения могут не всегда адекватно отражать знания ученика) и независимые от ЕГЭ оценки в аттестате (которые были бы более объективны, так как характеризовали бы результативность ученика в течение длительного промежутка времени). И, наконец, ЕГЭ должен был бы учитываться в ВУЗах по всем предметам, кроме основного, а экзамен по основному предмету должен был бы всё-таки разрабатываться и приниматься самим ВУЗом исходя из его потребностей в творческих, самостоятельных, находчивых, активных личностях. Кроме того, обязательно должен быть выбор – ЕГЭ не сдал, или не согласен с оценкой – иди на экзамен. И его результат тогда должен быть определяющим!
Оправдывалась эта форма экзамена засильем коррупции. Другая оправдательная для ЕГЭ причина – уравнять шансы детей из глубинки (чтобы не было напрасной траты денег на поездку). Спекулятивность последнего аргумента очевидна: студент не сможет прожить на стипендию без помощи родителей.
Практика применения ЕГЭ всё расставила по местам, обнажив гнилые корни данной идеи. ЕГЭ ухудшает качество образования, поскольку с ВУЗа снимается ответственность за принятых специалистов. Так, многие ученики, успешно сдавшие ЕГЭ и принятые в ВУЗы, оказались отчисленными после первой же сессии. В 2008 году почти четверть школьников не справились с ЕГЭ по литературе и математике; из 20 тысяч апелляций было удовлетворено 7,5 тысяч. Для некоторых выпускников ЕГЭ закончился смертью! И недаром группа родителей оспаривает в Конституционном суде законность проведения ЕГЭ, так как согласно Конституции РФ (ст. 21) запрещено проводить какие-либо эксперименты над гражданами без их согласия.
Вместо глубокого изучения предметов учителя и ученики думают над тем, как формально удовлетворить тестам ЕГЭ. Идет натаскивание на ответы и зазубривание материала. В результате снижается интерес к предмету, к самостоятельному творческому развитию, теряется наша смекалка. Куча родительских денег перетекает за репетиторство к сдаче ЕГЭ, на покупку готовых вариантов ответов по ЕГЭ. Многочисленные примеры говорят, что коррупция размножилась на уровне школ, где бороться с ней практически невозможно (неужели такая подрывная цель спланирована была заранее?!).
Очевидно, что невозможно всех обеспечить равными заданиями, значит экзамен уже не единый. Да и нужно ли такое псевдоединство! Можно ли давать одинаковый вступительный экзамен по математике в МГУ, где ученики стремятся стать учёными-математиками, и в кулинарные, строительные или физкультурные заведения?! Такое может придти в голову или изощрённому провокатору или полному идиоту. Нет градации сложности экзамена по степени востребованности данного предмета в конкретном ВУЗе.
По процедуре проведения экзамена не берётся в расчёт человеческий фактор, зафиксировано множество сбоев, в том числе компьютерных ошибок. Кто готовит тесты, если учёные и преподаватели не привлечены к этой деятельности? Часто задания сформулированы некорректно, допускают несколько интерпретаций (трактовок), в результате ученикам приходится думать не над ответом, а над тем, чего же от него хотят. А к этому повороту психологически готовы далеко не все. 
Многие страны убедились, что тестовая форма итоговой оценки недостаточно адекватно отражает знания и способности ученика и постепенно отошли от подобной системы. Например, французы отказались от такого типа экзаменов через 3 года после их введения, поняв в какую пропасть могут свалиться. В большинстве развитых стран мира тестовый экзамен остался добровольным, в качестве дополнительного приложения к аттестату. Давайте же и мы (поблагодарив, чтобы не обидеть, за «троянского коня») откажемся вовремя от подобного «подарка».
Ещё о больном. При отсутствии проверенных специализированных порталов опасный крен сделан в сторону интернетизации школ. В современной форме чрезмерное увлечение Интернетом отвлекает от учёбы, приучает получать готовые штампы ответов, сокращает потенциал молодёжи в инновационном развитии нашей страны. Студенты скачивают из Интернета готовые рефераты, что в сочетании с ЕГЭ (ответы на который также можно купить через Интернет) штампует зубрилок, которые не приучены самостоятельно думать.
Наоборот, надо менять принципы: делать упор не на количество бездумно заучиваемого материала и не на «клиповое мышление», а на прививание навыков самостоятельного творческого мышления. Только творчество может поддерживать постоянный интерес к получению проверяемых знаний и навыков самостоятельной работы, а это всегда пригодится в жизни.
Перейдем теперь к самому процессу образования. К глубокому сожалению, даже то, что было позитивного в советской школе, вырубают под корень. Учитель превращён в заложника формальных показателей для чиновников-бюрократов! Образование часто отбивает у детей охоту учиться по причине перегруженности формальностями. Надо вырабатывать и стимулировать желание находить и исправлять собственные ошибки, чего вовсе не происходит: оценка занижается за исправленную самим учеником ошибку точно так же, как за допущенную и неисправленную ошибку. Самое главное – учебники должны быть написаны ярко, содержать запоминающиеся истории из жизни и образы. Только то, что вызывает эмоции, пробуждает интерес и запоминается надолго!
Должны ли дети в результате обучения стать биороботами: что важнее – запоминание или понимание (набор сведений или понимание принципов)? Стоит ли относиться к детской памяти, как к памяти компьютера? И неужели кто-то всерьёз надеется выиграть у компьютера бессмысленное соревнование по запоминанию гигабайт информации, часто выступающей в роли бесполезного хлама?
Пример «заваливания» учеников неосознаваемой информацией и рутинной зубрёжкой представляют задания по пересказу параграфов москвоведения для второго класса. Новые знания осознаются (проходят через ум и сердце) только тогда, когда они опираются на уже известные ребёнку сведения. Какой же будет толк от пересказа параграфов, где почти все сведения (включая даже значительное число слов и понятий) вовсе незнакомы детям данного возраста ни по жизни, ни из предыдущего обучения! Опираться не на что, в результате выходит сплошная зубрёжка. Не лучше ли было бы первый год такой предмет начинать изучать с легенд, мифов, сказаний, былин, поучительных историй, рассказов о красотах Москвы и Московской области, рассказов о знаменитых людях, и лишь в последующих классах переходить к более сложным сведениям, касающимся взаимоотношений тех лет?
Теперь о главной болезни современной школы – засилье бюрократии. Начальную школу от неё надо освободить самым решительным образом, ведь учитель младших классов в значительной степени ещё и воспитатель. Наверное, большинство людей запомнили свою первую учительницу на всю жизнь. Дети очень чувствительны (чувствуют настроение, интонации учителя) и тянутся к ласке, к доброте, к любви и взаимопониманию. А что запомнят сегодняшние дети о своей учительнице? Её вечную озабоченность по поводу постоянных отчётов, нервозное состояние и суету, стремление к формальным показателям? Не превращайте учителя в машину! Освободите его для творческого воспитательного процесса! От этого только всем будет польза.
Сам процесс обучения в средней школе надо сделать более самостоятельным и творческим, при этом обязателен учёт индивидуальных качеств и интересов детей. Необходима возможность более широкого выбора учениками специализаций, факультативов, курсов, поддержка индивидуальных программ обучения и даже индивидуальных заданий по предметам в зависимости от интересов учащегося и уровня его предыдущей подготовки. При этом любой материал, который включён в обязательную программу средней школы, должен быть понятным ученикам, выводимым из предыдущего знания, логически или экспериментально проверяемым самими учениками, иметь широкое применение в жизни и быть полезен и интересен большинству учащихся. С этой точки зрения совершенно нецелесообразно включать в программу средней школы логически противоречивую теорию относительности ( http://www.antidogma.ru/library/ ), ибо это воспитывает из учеников конформистов и подрывает их веру в собственные силы.
Проводить реформу языка – это всё равно, что пилить сук, на котором сидишь. Вместо того чтобы восстанавливать первоначальный смысл и звучание слов (наполненных первозданной силой), нас пытаются увести всё дальше в сторону примитивного восприятия биороботов и передачи мёртвой машинной информации. Вводимые недоучками (а часто и преднамеренными недругами) в обиход «возгласы приматов», псевдоязыковеды пытаются внедрить нам в качестве новой нормы нашего языка. А это попросту ослабляет Силу Духа Народа. Желательно повернуть школу в направлении восстановления первозданного смысла слов и изучения народных традиций, уходящих корнями в глубокую древность. Воспитывать детей надо только на первоклассном материале, способном научить «разумному, доброму, вечному». На том материале, который не утрачивает актуальности уже в течение многих десятилетий, столетий и тысячелетий. Лучше использовать народные сказания, былины, легенды, мифы, сказки, песни, пословицы, поговорки, а не сиюминутные разрекламированные «ляпы», основанные часто на низменных «зацепочках». С этой же точки зрения надо пересмотреть преподавание «прилизанной под кого-то» истории и прекратить «политкорректное изнасилование» настоящего, свидетелями которого были миллионы людей, и нашего великого прошлого. Разве все выводы о прошлом проверены нашими историками и специалистами в других областях? Разве все они бесспорны и безальтернативны? Поэтому не стоит здесь искать поддержки у Запада, который вовсе не заинтересован в восстановлении Правды о нашем Народе и о нашей Родине. Надо самим без оглядки на какого-то чужого дядю использовать легенды, элементы народных сказаний, древних верований, сопоставлять их с легендами других народов, использовать все археологические данные (включая так называемую запрещенную археологию), а не только те, которые «льют воду на мельницу прежних кодировок», и дело сдвинется с мёртвой точки.
Перейдем теперь к высшему… Нас усиленно ввязывают в Болонский процесс (разделение высшего образования на бакалавриат и магистратуру), увязывают введение двухступенчатого образования с рядом других якобы выгод для России. Неужели у России нет других проблем, только готовить задарма специалистов для Запада по их стандартам, ведь к нам их спецы не приезжают. (Почему бы России не поставить вопрос о денежной компенсации за подготовленных специалистов, которые уезжают работать за границу?) Больше вопросов, чем ответов.
Дополнительное «растягивание резины» на два этапа приведёт к дальнейшему падению уровня образования, старению кадрового состава, к падению интереса у студентов продолжать своё обучение (нельзя же бесконечно сидеть на шее у родителей), а, возможно, и к некоторой апатии к самому процессу самосовершенствования. По сути, первую ступень высшего образования хотят сделать «понемногу обо всём». Предполагается, наверное, что студенты – куклы на ниточках: куда поведут, туда и пойдут. Создаётся впечатление, что государство боится, чтобы молодые люди научились думать самостоятельно, предложить ничего позитивного не может и потому готово заставить студентов заниматься чем угодно. Конечно, во всём есть и плюсы и минусы. Так, рациональное зерно болонского процесса состоит в возможности для студентов выбирать интересующие их курсы по собственному усмотрению, а не быть привязанным к утверждённой кем-то сверху жёсткой программе «на все времена и для всех, выровненных по линейке», студентов. Хотя пока к этому современные студенты не готовы, но это зерно может дать позитивные всходы для будущих студентов при повсеместном внедрении элементов творчества в учебный процесс. 
Чего мы ждём от высшего образования? Оно должно готовить и выпускать в жизнь полностью самостоятельных, творческих, активных, знающих специалистов, эмоционально устойчивых людей, развитых духовно и умственно. Для этого сам принцип обучения стоило бы несколько видоизменить. Во-первых, если разделить все предметы на основные (ради чего студент и сделал свой выбор ВУЗа), сопутствующие (без которых невозможно стать высококвалифицированным специалистом в выбранной специальности) и вспомогательные (дающие широту взглядов), то студенту можно доверить выбор вспомогательных предметов (многие из которых можно допускать прослушивать в факультативном порядке). Во-вторых, изучение основных предметов стоит перенацелить на выработку творческих навыков и умений, на развитие смекалки. Надо проводить олимпиады и конкурсы, выезжать на экскурсии по местам будущей работы, принимать участие в реальных научных экспериментах, в разработке приборов, схем проведения опытов, решать нестандартные задачи, давать возможность публиковаться и участвовать в семинарах и конференциях.
Ещё раз напоминая, что государство может решить проблемы образования и воспитания молодёжи исключительно в комплексе с другими жизненными вопросами, просто нельзя обойти стороной подрывную деятельность СМИ. Перефразируя известное определение демократии, что «свобода махать кулаками заканчивается там, где начинается свобода чужого носа», стоит определить, что «свобода слова должна заканчиваться там, где начинается свобода чужого слуха». «Заживают раны, нанесённые мечом, но не заживают раны, нанесённые словом» – об этом говорится в Коране. Почему же, защищая ребёнка от оголённых проводов, мы не пытаемся спасти его от моральных «ран души»? Даже в страшном сне я не мог бы представить, чтобы мои родители или бабушки и дедушки некультурно выражались при мне или при других детях (в советское время большинство «забулдыг» в стадии опьянения и то придерживали свой пыл при детях). Что же искривилось в сознании людей теперь? Да просто такое стало допускаться в СМИ, книгах, журналах, которые всегда были авторитетом для народа. Неприкрытая пропаганда порнографии в ряде общедоступных журналов и передач (например, на ТНТ «Секс с Анфисой Чеховой») разлагают российское общество. Отметим, что такие действия вовсе не способствуют решению демографической ситуации: сексуальные революции, прокатившиеся по Европе, привели к фактическому вымиранию европейских наций и проблема стала «решаться», в основном, за счёт мигрантов с востока, где оказались более сильными моральные устои. Нужно ли нам клонировать этот негативный опыт и кто его нам навязывает? Такая передача как «Дом-2», где вовсе нет позитивной изюминки, а только позиция «сожрать кого-нибудь из своих», воспитывает из девушек стервоз, а из юношей крикливых «базарных баб», да ещё по e-mal рассылается спам с порнографией от «Дома-2», по-видимому, для повышения рейтинга передачи. Надо ли это стране? Деятельность общедоступных бесплатных телевизионных каналов не должна быть направлена против России (в первую очередь против подрастающего поколения), – такое решение необходимо принять на самом высоком уровне и строго контролировать его выполнение. Примечательно также, когда радио «Эхо Москвы» рассылало спам, где предлагалось обменять книгу «Проект Россия» на «Гарри Потера»; жуйте мол, люди, эту «жвачку со вкусом блевотины», то есть из России хотят сделать сборище «жвачных животных», вовсе не думающих самостоятельно.
Важным элементом образования должно стать воспитание активной гражданской позиции. Для этого надо открыто (честно) обсуждать со студентами нынешнее состояние дел в стране, ее перспективы, национальные проекты, вопросы истории России, включая острые из них. При этом упор должен делаться не на бессмысленное запоминание информации. Нет! Главный упор должен делаться на изучение причин тех или иных событий, реальных расстановок сил (включая скрытые), «подводные течения» в политике и экономике, то есть на развитие самостоятельного аналитического ума и возможностей применения знаний в современных условиях. Когда к студентам будут относиться как к коллегам, то и в ответ будет повышаться их ответственность и заинтересованность. Тогда и высшее образование сможет, наконец, соответствовать своему названию.
Образование неотделимо от процесса получения новых знаний, то есть от науки. К сожалению, сейчас в России властвуют формалисты, и между ними идёт клановая борьба. Ох, и тяжёлый путь нагромоздило государство для тех, кто стремится к вершинам знаний! Не понятно даже, как великие учёные прошлого стали действительно великими без поступления в аспирантуру, без сдачи кандидатских экзаменов, без защиты двух диссертаций, без получения академических званий?! Многие из них делали ключевые работы в возрасте нынешних студентов (и какие работы!). Просто раньше учёные чувствовали: если научная работа «того стоит», то она скажет сама за себя, если же ей «грошь цена», то никакие степени, звания или принадлежность к научной организации не помогут сделать ее великой. И просто выполняли интересные им исследования, делали это честно, основательно, а слава находила их уже после.
Если в далёком прошлом в науку шли исключительно те люди, кто искренне заинтересован в получении истинных знаний, то с образованием платной «касты учёных» ситуация изменилась. Многие в советское время уже шли из-за зарплаты или уважения (престижа), и как только наступили кризисные времена тут же без сожаления поменяли свою работу на более высокооплачиваемую. Конечно, у многих талантливых людей тоже не оказалось иного выбора, кроме как поменять специальность или страну проживания. Да и не все, кто остался в науке, ей преданы (многие просто ничего другого делать не умеют и не хотят искать работу по душе или учиться). Значительное число научных работников вполне серьёзно считают, что «наука – это то, за что платят деньги». Академические передряги во время выборов, влияние на распределение грантов и премий лоббистов и «откатов» стали «притчей во языцех». Экспериментальная база науки фактически разрушена и никто даже не поднимает вопроса об её восстановлении и развитии. Величие «школы» стало состоять в том, что «великий учёный» не решил, а всю жизнь решает некоторую денежную задачу (как в анекдоте про врача, или адвоката), оставляя её ещё и ученикам (для защиты многочисленных диссертаций). Да и извне нас стараются разделить «доброжелатели». Так, например, не все бывшие республики СССР могут участвовать в совместных грантах МНТЦ: Россия курирует одни республики, Украина – другие, а вместе они не должны «встречаться» в проектах. Многие гранты – это неприкрытый военно-промышленный шпионаж, когда все данные надо предоставлять открыто, а дадут или нет после этого денег на проект – еще не известно.
Сдача кандидатских экзаменов и защита диссертации – это, по сути, «присяга на верность» существующим научным парадигмам и кланам. Выполнение самостоятельных фундаментальных исследований, затрагивающих основы науки, на этом этапе просто заблокировано. Только после выполнения всех этих формальных процедур учёный наконец-то получает возможность проводить самостоятельные исследования. Примечательно, что на Западе одной диссертации всем вполне хватает (а у нас часто докторская диссертация – это лишь подтверждение повышенного интереса исследователя к узкой области исследований). Зачем терять самые продуктивные молодые годы? Многие принципиально не хотят тратить год времени на защиту очередной диссертации (так как по опыту других знают, что после наступает опустошение, а не подъём). Так зачем же в России так много «этапов», если они не ведут к «радости творчества и свету новых знаний»?
Прогремевший «пилотный проект» о повышении финансирования науки и зарплат учёных к 2008 году дополз до адресата, в значительной степени съеденный инфляцией (а ведь проект специально выведен из тарифной сетки, чтобы не проводить дальнейшей индексации!). Проект этот вовсе не сплачивает научные коллективы для решения конкретных задач, а скорее сеет семена индивидуализма и раздора из-за сомнительных формальных показателей.
Известно, что бюрократические эксперименты над населением никогда ещё не давали положительных результатов, а вот практические решения – всегда приводят к позитиву! Там, где начали осуществлять финансирование исследований, поддержку учёных (в том числе, молодых специалистов), идёт возврат уехавших специалистов.
Чего же мы ждём от науки и что делать? Каждый хочет, чтобы его дети при обучении получали истинные знания, а не усваивали бесполезный хлам, который будет вскоре забыт и выброшен. Государство должно гарантировать свободу научных дискуссий, возможность опубликования работ, не содержащих физических, математических и логических ошибок, даже если такая работа противоречит устоявшимся представлениям. Вероятно, помочь в этом могли бы академики, если перевести их в плане финансирования на статус государственных экспертов, существенно поднять им зарплату (до десятков тысяч долларов в месяц), дать все возможные виды льгот, но при этом полностью отделить их от других источников финансирования (через институты, гранты, хоздоговора и т.д.). Эксперты должны быть заинтересованы только в утверждении и распространении Истины.
Главные задачи для государства (в лице людей, представляющих его интересы) – бескомпромиссная борьба с бюрократией в сфере образования, воспитания и науки, внедрение новых принципов отношений, поощряющих саморазвитие и творчество на всех этапах, введение в действие новых типов образовательных программ и учебников, пресечение скрытой диверсии на моральном «фронте».
Когда в «тёмном переулке истории» экономику СССР и то, что от неё осталось, «раздирали» на части «благожелатели», то они наукообразно прикрывались лозунгами самоокупаемости, рентабельности, рыночной экономики. Однако если государство определять не только как «машину подавления большинства населения абсолютным меньшинством чиновников для личного блага последних», то у государства должны быть и позитивные цели. С этой точки зрения, очевидно, что в исторической перспективе страна просто не может существовать без воспитания и образования подрастающего поколения. И результаты этих процессов затрагивают не только экономику (кадры), но и нравственную, духовную основу народов нашей страны и будущую перспективу её развития, включая демографическую ситуацию. А это всё уже основы национальной безопасности! Поэтому, как минимум, надо восстанавливать лучшее, что было в образовании. Заявления Д.Медведева «о кадровом голоде» и пустой скамейке запасных – лучшее свидетельство, что государство, наконец, берётся за ум! Подписание Президентом РФ Д.Медведевым закона об изменениях в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», с целью создания федеральных университетов и национальных исследовательских университетов, и его поручение поддержать российских студентов, обучающихся в вузах на платной основе, вселяет надежду, что государство стало серьезно заниматься вопросами образования. Надо только помнить восточную пословицу, что «путь в тысячу миль начинается с первого шага».

Отредактировано Sergey Artekha (2016-12-06 12:41:00)

0


Вы здесь » phys137 » Тестовый форум » Проблемы реформы образования в России